Заработная
плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего
характера.
Законы
рынка объективно требуют формировать для работников и работодателей единые
условия купли (продажи) рабочей силы на различных уровнях, включая отраслевой,
региональный, или группу заинтересованных предприятий, при общем выборе
государственной политики в данной области.
В
рыночной экономике отношения, связанные с распределением и перераспределением
трудовых ресурсов, их воспроизводством, регулируются через рынок труда. Рынок
труда характеризуется системой экономических отношений по поводу распределения,
перераспределения, воспроизводства рабочей силы, подготовки и переподготовки
квалифицированных специалистов и трудоустройства
работников.
В
качестве товара на рынке труда выступает рабочая сила. Составными элементами
рынка труда являются спрос, предложение, цена рабочей силы и конкуренция. Цена
рабочей силы характеризуется такими показателями, как уровень заработной платы,
личных доходов лиц, занятых трудовой деятельностью, а также покупательная
способность денежных доходов населения. Спрос на рабочую силу на рынке труда
представлен совокупной потребностью предприятий, отраслей экономики в рабочей
силе соответствующей квалификации и специальностей. Предложение рабочей силы
характеризуется показателями численности и структуры трудовых ресурсов, в
состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население, занятое на данный
момент трудовой деятельностью, а также временно неработающие по тем или иным
причинам.
Благодаря
функционированию рынка труда обеспечивается согласование экономических
интересов работников и нанимателей рабочей силы, формирование
профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, поддержание
определенного равновесия между спросом и предложением рабочей силы и
соответствующего уровня занятости населения.
Государственное
регулирование труда в условиях перехода к рынку охватывает, прежде всего,
систему подготовки и переподготовки кадров, формирования отраслевой,
территориальной и профессиональной структуры рынка труда, социальной защиты
населения, перераспределения трудовых ресурсов и др.
Переход
к рыночной экономике, как показывает практика, сопровождался в России ликвидацией неэффективных рабочих
мест, убыточных предприятий, сокращением на отдельных предприятиях штатов,
высвобождением рабочей силы. В этих условиях первостепенное значение
приобретают меры по социальной защите трудящихся. Для обеспечения социальных
гарантий в области занятости населения создана Государственная служба
содействия занятости населения. Государство гарантирует трудящимся при потере
работы материальную поддержку, которая заключается в предоставлении особых
гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, организаций, выплате пособий
по безработице и т.д.
В
последние годы российские предприятия стали направлять часть прибыли,
оставшейся в их распоряжении, на удовлетворение экономических и социальных
интересов членов своих коллективов. Однако в виду сложного финансового
положения многих предприятий объем предоставляемых за счет прибыли трудовых и
социальных льгот пока незначителен.
Одновременно
следует заметить, что и изменение методов хозяйствования создает объективные
предпосылки для эффективного использования трудовых ресурсов, сокращения потерь
рабочего времени, улучшений условий труда и повышения уровня его оплаты на
основе прекращения работника в реального хозяина имущества предприятия и
результатов труда.
Таким
образом, в самом общем виде заработная плата выступает как вознаграждение за
использованный труд работника с учетом его квалификации, сложности, количества,
качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и
стимулирующего характера. Требования, предъявляемые к учету труда и его оплаты,
обусловлены местом рабочей силы в воспроизводстве валового внутреннего продукта
как важнейшей составной части процесса производства.
Правовую
основу регулирования трудовых отношений в Российской Федерации составляют
Конституция, Трудовой кодекс и законодательные акты о труде.
Регулирование
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами осуществляется трудовым законодательством (Трудовым кодексом) и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Каждый
имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто
не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо
преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка,
происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста,
места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности
или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Трудовой
кодекс РФ (ТК РФ) введен в действие 1 февраля 2002 г. Основными задачами
трудового законодательства является обеспечение оптимального соотношения
необходимых правовых условий для всех участников трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и его
управлению; трудоустройству у данного работодателя; созданию у него необходимых
условий для профессионального роста работников; социальному партнерству,
заключению коллективных договоров и соглашений, а также ведению коллективных
переговоров; материальной ответственности участников трудовых отношений; надзору и контролю (в том числе профсоюзному
контролю) за соблюдением трудового законодательства; разрешению трудовых споров
и т. п. (ст.1 ТК РФ).
Трудовыми
отношениями признаются отношения, основанные на соглашении в форме заключения
коллективного договора, соглашения или трудового договора между работодателем и
работником о личном выполнении последним за плату трудовой функции и подчинении
его правилам внутреннего распорядка (ст.15 ТК РФ).
По
соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при
приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная
рабочая неделя. По просьбе работника, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет
(ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста 18 лет),
или работника, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с
медицинским заключением, а также беременной женщины работодатель обязан устанавливать
им неполный рабочий день.
Правовые
основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также
порядок реализации права на забастовку регулируются Законом «О коллективных
договорах и соглашениях», а также главами 60 и 61 ТК РФ.
Федеральным
законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном
размере оплаты труда» (ред. от 20.04.2007, с изм. от 27.11.2008)
устанавливается минимальный размер оплаты труда (с 1 января 2009 г. – 4330
рублей в месяц).
Постановлением
Государственного комитета РФ по статистике №116 от 24.11.2000 г. расходы на
оплату труда подразделяются на: фонд заработной платы, выплаты социального
характера и расходы, не учитываемые в фонде заработной платы и выплатах
социального характера.
На
уровне организации решаются все условия оплаты труда работников, которые должны
быть зафиксированы в коллективном договоре между администрацией и профсоюзным
комитетом. Тем самым коллективный договор выступает основной формой
регулирования трудовых отношений, поскольку в нем фиксируется порядок оплаты
персонала, включающий как тарифные условия, необходимые для регулирования
заработной платы, исходя из сложности и значимости работ, так и нетарифные.
Последние предусматривают соответствующие компенсационные доплаты и
стимулирующие надбавки, премии, формы и системы заработной платы и т.п.
В
дальнейшем роль государства будет усилена, прежде всего, через упорядочение
тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства, т.е.
заключения соглашений между работодателями и работниками. Такой механизм
регулирования оплаты труда предполагает, что основные условия оплаты труда,
разработанные на более высоких уровнях, являются обязательными для более низких
уровней. Например, указанные условия оплаты, приведенные в Генеральном
соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов работодателей и
Правительством РФ (общегосударственный минимум заработной платы, минимальные
ставки оплаты работников ключевых профессий и должностей по отраслям, сферам
приложения труда и т.п.), обязательны
в качестве минимальных для соглашений более низкого уровня — отраслевых
(тарифных) и специальных (территориальных). Последние, в свою очередь, являются
исходными данными для предприятии при разработке ими коллективных договоров.
|