Система
защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством
РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав
граждан.
В
соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 комментируемой
статьи устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав. При
этом право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за субъектом
и в том случае, когда Закон предусматривает административный порядок защиты
жилищных прав. Данное правило следует из содержания ч. 2 настоящей статьи,
предусматривающей, что решение, принятое в административном порядке, может быть
обжаловано в судебном порядке.
Необходимость
обеспечения судебной защиты нарушенных жилищных прав отнесена к основным
началам жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 ЖК).
В отличие от
ст. 11 ГК РФ "Судебная защита гражданских прав" в статье 13 ЖК РФ не называются судебные органы,
осуществляющие защиту нарушенных жилищных прав. В последующих статьях ЖК РФ
применяется также общий термин "суд".
В то же время
согласно п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной
системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии
с Конституцией РФ и данным ФКЗ. Пунктом 2 ст. 4 названного Закона установлено,
что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные)
суды и мировые судьи.
Суды
осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть
самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной
властей.
Третейские
суды в судебную систему РФ не входят, правосудие не осуществляют. Не
упоминаются они и в ч. 1 ст. 13 ЖК РФ в качестве органа, защищающего нарушенные
жилищные права. Однако в силу п. 2 ст. 1 ФЗ "О третейских судах в
Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ в третейский суд может
по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений,
если иное не установлено федеральным законом. Принимая во внимание, что большая
часть жилищных правоотношений по своей юридической природе является
гражданско-правовыми, можно сделать вывод о возможности обращения сторон для
разрешения жилищного спора к третейскому суду. Третейский суд представляет
собой суд, избранный по соглашению сторон, для разрешения конкретного
возникшего спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться
решению этого суда.
Защита
нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Подведомственность позволяет определить круг конкретных дел, рассматриваемых
тем или иным судом.
В юридической
литературе предлагаются различные понятия подведомственности: а) как
совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы
полномочий различных органов (судов) по рассмотрению и разрешению дел; б) как
гражданско-процессуальный институт, выполняющий функции распределительного
механизма между различными органами (судами); в) как свойство дела, в силу
которого оно подлежит разрешению определенным органов (судом); г) как
предпосылка права на обращение в суд, определяющая пределы реализации этого
права; д) как нахождение вопроса в чьем-то ведении и др.
В
процессуальном законодательстве основными критериями разграничения компетенции
между судами общей юрисдикции и арбитражными судами являются характер спорных
правоотношений и их субъектный состав, которые должны учитываться в совокупности
при определении подведомственности гражданских дел.
Решения
Конституционного Суда РФ играют особую роль в защите жилищных прав, что
обусловлено спецификой их юридической силы по сравнению с судебными
постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В
соответствии со ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской
Федерации" решение Конституционного Суда РФ после его провозглашения
является окончательным, не подлежит обжалованию, (непоколебимость решения),
становится непосредственно действующим и не нуждающимся в подтверждении другими
правовыми актами либо иными органами и должностными лицами.
Обязательность
решения Конституционного Суда РФ обеспечивается установленным законом запретом
преодолевать юридическую силу этого решения путем повторного принятия акта,
признанного не соответствующим Конституции РФ.
Акты или их
отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные
не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры
РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов,
основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и
должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В случае если
решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим
Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ
вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании,
государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт,
рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в
частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не
соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений
и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной
его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется
Конституция РФ.
Подведомственность гражданских дел судам общей
юрисдикции определена ст. 22 ГПК РФ. Компетенция конкретных судов общей
юрисдикции внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел
по первой инстанции (а среди них и дела по защите жилищных прав) определяется
правилами ГПК РФ о подсудности (ст. 23 - 27). Правила подсудности гарантируют
реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантировано
право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых
оно отнесено законом.
Согласно ч. 3
ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела,
предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 данного Кодекса, за исключением экономических
споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и
федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Арбитражным судам согласно ст. 27 АПК РФ
подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом
арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с
участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих
статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом
порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и
граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К
подведомственности арбитражных судов ст. ст. 29 - 33 АПК РФ отнесены и другие
категории дел (например, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации
организаций; об отказе в государственной регистрации, уклонении от
государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
др.).
Экономические
и иные споры, подведомственные арбитражным судам, могут возникнуть из жилищных
отношений по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных
кооперативов, содержания и ремонта жилых помещений, предоставления коммунальных
услуг, учета жилищного фонда и др.
Деятельность
третейских судов, основания и порядок защиты ими нарушенных прав, в том числе и
жилищных, регламентируются ФЗ "О третейских судах в Российской
Федерации" от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ.
В Российской
Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и
третейские суды для разрешения конкретных споров.
Постоянно
действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами,
общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными
организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с
законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют
при этих организациях. Порядок образования третейского суда для разрешения
конкретного спора определяется соглашением сторон с соблюдением положений ФЗ
"О третейских судах в Российской Федерации". На разрешение в
третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий
из гражданских правоотношений (к ним можно отнести многие из видов жилищных
отношений), если иное не предусмотрено законом.
Решение
третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи
заявления об отмене решения в компетентный суд (т.е. суд общей юрисдикции или
арбитражный суд), если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение
третейского суда является окончательным. Решение третейского суда исполняется
добровольно, в порядке и сроки, которые установлены в решении. В случае его
неисполнения сторона, в пользу которой вынесено решение, может обратиться в
компетентный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное
исполнение решения третейского суда.
|